отправьте запрос

и наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время


Оценка пожарных рисков в обеспечении пожарной безопасности. Проблемы и перспективы реализации

 

Заместитель министра МЧС России Чуприян александр Петрович: Завтрашний день немыслим без НОР".

 

Директор Департамента надзорной деятельности МЧС России Дешевых Юрий Иванович. Приветствие участников конференции "Независимая оценка пожарного риска. Проблемы и перспективы развития"

Прежде всего я хочу выразить слова благодарности организаторам данной конференции – НСОПБ, которая выступила с инициативой провести такое мероприятие, обменяться мнениями и так сказать «сверить часы» условно говоря: где мы находимся, в каком измерении, какие мы получили плюсы и минусы в результате почти пятилетней работы этой системы.

На сегодняшний день у нас аккредитовано 409 организаций, которые осуществляют и проводят оценку пожарного риска. В составе этих организаций трудятся 1300 экспертов и вот за это время они провели 3790 обследований объектов и выдали соответствующие заключения.

Я считаю, что количество организаций достаточно велико, количество экспертов сейчас находится на таком самом оптимальном уровне, сейчас объясню почему. У нас трудится 14 тыс. пожарных инспекторов непосредственно на местах, в том числе 10% этого состава перекрывается численностью экспертов пожарного аудита. Это очень хорошие цифры.

Для того чтобы заинтересовать собственника заключить с Вами договор, мы предусмотрели в 517 приказе (Административный регламент по осуществлению государственной функции по надзору) такую норму: если прошел аудит, то в плановые мероприятия по контролю этот объект не попадает.

На сегодняшний день эта норма не может в полной мере работать по следующим основаниям.

Первое. Сегодня мы перешли от проверки юридического лица к проверке объекта защиты. Вы приходите на объект и проверяете его в целом, например Башню Федерации, где находится более 400 юридических лиц. Так как здание целостное. То пожар на первом этаже может иметь очень негативные последствия для тех, кто трудится на 68 этаже. И поэтому законодатель в прошлом году внес изменения в 69-ый Федеральный кон РФ «О пожарной безопасности», теперь проверять необходимо объект в целом со всеми юридическими лицами которые там находятся. Я считаю это правильно. Это основание для того, чтобы дальше трансформировать систему пожарного аудита, потому что у нас система пожарного аудита заточена, извиняюсь за такой слэнг, под юридическое лицо.

Следующее. Когда мы вносили изменения в Федеральный закон «О пожарной безопасности», где предложили обследовать объект защиты, при согласовании законопроекта юристами и экспертами по аудиту в других областях (финансовому и др.) было высказано что нельзя вводить эту норму, не предусмотрев ответственность за аудиторов за выдачу своих заключений. Надо было предусмотреть целый пакет законов, который бы предусматривал как административную, и уголовную, так и гражданско-правовую ответственность в отношении аудиторов, которые недобросовестно выполнили свои обязанности. Сегодня, когда мы видим заведомо неверное заключение, мы возбуждаем административный материал, работаем вместе со следственными органами, органами правопорядка и полиции и сейчас у нас первые успехи когда мы наказываем недобросовестных аудиторов. Правда сейчас мы их наказываем по статье мошеничество. Но сейчас мы должны ввести как административную, и уголовную, так и гражданско-правовую ответственность. Этого же мнения придерживается администрация президента. Здесь мы исповедуем следующий принцип: ответственность организации должна быть идентична ответственности государственного эксперта. Если на пожаре погибают люди и доказывается вина инспектора, то и соответствующая статья должна быть аналогичной той статье, по которой привлекается государственный пожарный надзор. В частности за гибель двух и более человек до семи лет.

Следующий момент, который мы должны учитывать. План проверок на следующий год составляется до 1-го сентября предыдущего года. Этот план утверждается прокуратурой, он единый для всех и исключить из него мы не можем, так как его выполнение контролируется прокуратурой. Тут вопрос не к нам. Если запланирована проверка в апреле, а аудит поработал в марте, то мы все равно придем в апреле и проверим этот объект.