отправьте запрос

и наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время
Компания «Огнеборец»
+7 (3952) 757-220
8-901-631-71-11


Преимущества аудита пожарной безопасности (НОР) и сравнение его результатов с результатами деятельности ГПН

Причинами печальных, а порой и плачевных результатов обеспечения пожарной безопасности является отсутствие ответственности за выполненную работу, отсутствие методик и способов ведения надзора Государственного надзора, коррупция, незнание нормативной базы, незаинтересованность ответственных лиц и наличие других задач на данных лицах, недоверие и непризнание  частных организаций осуществляющих НОР.

Однако преимущества НОР перед ГПН начинают проявляться с задач, которые они перед собой ставят, возможностями и качеством услуг, в том числе и ограниченные временем, заканчивая результатами и ответственностью за выполненую работу (риски, консультациями).

Задачи

Задача ГПН состоит в том, чтобы провести мероприятие по контролю, выявить нарушения, привлечь юридическое и должностное к административной ответственности, выдать акт и предписание.

Перед экспертом стоит задача сохранить деньги Заказчика и повысить свой авторитет.

Опыт

Экспертами по независимой оценке пожарного риска в соответствие приказа МЧС России № 660 могут стать лица, обладающие стажем работы в органах ГПН не менее 5 лет. Большинство экспертов - это инспектора ГПН, которые благодаря своему опыту, знаниям смогли самостоятельно найти себе работу вне Государственной службы.

Жесткие условия работы инспекторского состава, постоянное сокращение штатов сегодня заставляют многих работников ГПН задумываться о работе на "гражданке", однако не многие из них могут отказаться от работы в Государственных органах.

Защита интересов

Инспектор действует от имени Государства, основываясь на закон. Каждый новый инспектор не заботится о моральном облике своего предшественника, которые не в полном объеме выявил нарушения.

Эксперт же действует в интересах Заказчика лишь опираясь на закон. 

Объем оценивамой информации 

Сегодня эксперты не завидуют работе инспекторского состава. Причинами этого является поэтапное сокращение численности состава ГПН, реструктуризация ГПН, увеличение нагрузки и ограничение сроков проведения проверки до 20 дней, нехватка времени на совершенствование знаний нормативной базы, дефицит времени на более тщательное изучение состояния пожарной безопасности на объекте, нехватка времени на проведение и неполнота ведения расчетных методов анализа. Кроме того Положением о Государственном пожарном надзоре не предусмотрены расчеты пожарного риска.

На практике такая проверка выявляет не более 10% от общего перечня нарушений, при этом большинство выявленных нарушений относится к режимным, связанным с защитой имущества, однако именно этих 10% процентов достаточно инспектору, чтобы привлечь к административной ответственности.

Все это отрицательно влияет на результаты проверок. Проверяемые всегда считают себя потерпевшей стороной, опять необходимость оплачивать шрафы, соизмеримые со стоимостью работ по устранению нарушений, при этом у них нет уверенности, что по результатам контрольной проверки не появятся новые нарушения.

Деятельность же эксперта по независимой оценке пожарного риска регламентируется рядом внутренних стандартов, таких как Руководство по качеству, Положение о проведении НОР в организации, Регламент сдачи, учета и хранения технический документации, а также соответствующими Постановлениями Правительства РФ.

В соответствие с Положением о проведении НОР экспертом осуществляет подготовка (сбор) необходимой документации, отражающей как пожарную опасность производств и зданий, так и состояние дел по обеспечению пожарной безопасности. Это трудоемкий процесс, затягивающийся вместо одной недели на несколько, поскольку предприятия (Заказчик) в большинстве случаев сао не знает что у него из необходимого имеется в наличии.

Следующим этапом независимой оценки является комплексное обследование с использованием парка оборудования для инструментального контроля состояния систем противопожарной защиты. По сути эксперт должен облазить прктически на коленках всё предприятие и обнюхать каждый угол. Для инструментального контроля эксперт обязан привлечь либо испытательную лаборатория, либо структурное подразделение своей организации, получившее сертификат соответствия работ и услуг по испытанию систем противопожарной защиты. Ни одно Заключение о независиой оценке пожарного риска не может быть достоверным без инструментального контроля.

В результате комплексного обследования составляется Акт, в котором указываются результаты обследования, а при необходимости расчеты по оценке пожарного риска в соответствие со ст. 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Третий этап - это расчетный анализ. Он включает в себя анализ пожарных рисков, расчеты категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, расчет необходимых и фактических расходов на наружное и внутреннее пожаротушение зданий, расчет необходимых первичных средств пожаротушения.

Четвертый этап - это подготовка Заключения. На данном этап обобщаются все материалы, которые имели место быть на всех предыдущих этапах, учитываются результаты визуального и инструментального контроля систем противопожарной защиты. На данном этапе устанавливается соответствие объекта защиты или его несоответствие.

А что делать дальше. В большинстве случаев существует и Пятый этап - это разработка плана устранения недостатков и его согласование с Заказчиком. Здесь организация, проводившая НОР, продолжает работу по определению деятельности предприятия по устранению нарушений.

В плане устранения недостатки распределяются по степени значимости для здоровья и жизни людей, и предприятие имеет возможность подготовить программу устранения и определить наиважнейшие, а также второстепенные задачи.

Консультации

Отсутствие обязанности (договорных отношений) проводить качественную консультацию со стороны инспектора, несет за собой абсолютную его незаинтересованность в разрешении вопрос, возникающих у проверяемых относительно выполнения требований пожарной безопасности.

Эксперты же в защиту интересов заказчика, а также в защиту своей репутации заинтересованы выходить в судебные органы для отстаивания принятых решений для чего используют узаконенные расчетные методы.

Финансовые риски

Сегодня Государство установило минимальные штрафы за нарушение пожарной безопасности 150 тыс. рублей. Как правило суммарно по количеству нарушений сумма штрафов составляет как минимум 300 тыс. рублей, а в условия особого противопожарного режима и более 1 милиона рублей. Помимо штрафа предприятию все равно придется выполнять мероприятия, тратить средства на противопожарную защиту и не всегда обосновано.

Для регулирования стоимости услуг по независимой оценке пожарного риска разработаны рекомендации по ценообразованию. Расчеты же по оценке пожарного риска не всегда являются неотъемлемой частью аудита. Инструментальный контроль параметров систем противопожарной защиты может осуществляться и организацией, обслуживающей предприятие и имеющей сертификат соответсвия услуг требованиям пожарной безопасности.

Кроме того, по результатам Независимой оценки пожарного риска ряд элементов систем противопожарной защиты могут быть признаны необязательными, либо могут быть предусмотрены решения, которые позволяют выбирать между той или иной системой противопожарной защиты.

В конечном итоге "бесплатный инспектор" оказывается совсем не бесплатным, и фактически если предприятие будет оштрафовано, то затраты на пожарную безопасность составят в 4-5 раз больше.

Сегодня далеко не секрет, что проверка пожарного надзора и выполнение его требований не может защитить объект от пожара.

Ответственность эксперта

Эксперт по независимой оценке пожарного риска несет ответственность в соответствие с действующим законодательством, в том числе и уголовную в соответствие со статьёй 307 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Непринятие результатов Независимой оценки пожарного риска

В соответствие с административным регламентом МЧС России органы Государственного пожарного надзора не праве оценивать полноту Независимой оценки пожарного риска.