отправьте запрос

и наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время

Главная  /  Новости

 

На координационном совещании руководителей правоохранительных органов Иркутской области рассмотрены меры, направленные на повышение эффективности борьбы с лесными пожарами

1 апреля 2015 г.

На координационном совещании руководителей правоохранительных органов Иркутской области рассмотрена работа по повышению эффективности взаимодействия правоохранительных, контролирующих и иных органов по предупреждению, выявлению и ликвидации лесных пожаров, а также расследованию преступлений этой категории.

Прокуратурой области проанализированы результаты деятельности по борьбе с лесными пожарами в 2014 года. В прошлом году количество лесных пожаров выросло в 4 раза, площадь, пройденная огнем, увеличилась в 29 раз. Огнем были уничтожены жилые дома и объекты экономики в Нижнеилимском, Усольском и Братском районах. В отдельные дни регистрировалось до сотни возгораний лесного фонда. Площадь одновременно действующих пожаров превышала десятки тысяч гектаров.

Значительному увеличению площадей лесных пожаров способствовала ветреная жаркая погода. Но в ряде поджогов установлена и вина граждан. Не способствовали стабилизации обстановки просчеты в организации работ по тушению пожаров и нарушения, допускаемые органами государственной власти, лесхозами, лесопользователями.

В своем докладе начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области Лариса Касьяненко отметила, что еще в начале марта прошлого года было установлено, что к проверкам лесопользователей Агентство лесного хозяйства еще не приступило. Лишь по итогам расширенного координационного совещания органами власти были приняты меры к восполнению пробелов правового регулирования, разработан и утвержден перечень населенных пунктов, подверженных угрозе перехода лесных пожаров.

В прошлом году Агентством лесного хозяйства в Рослесхоз и губернатору был направлен на утверждение Сводный план тушения лесных пожаров, с недостоверными сведениями о наличии сил и средств пожаротушения. Были искажены данные о техническом состоянии и фактическом наличии лесопожарной техники. В связи с чем, в Правительство области в апреле внесено представление. А на местах прокуроры по указанию прокуратуры области были вынуждены контролировать процесс комплектования пожарно-химических станций спецсредствами и лесопожарной техникой.

По искам прокуроров суды возлагали обязанности на органы местного самоуправления обеспечить населенные пункты средствами пожарной безопасности. В результате вмешательства прокуроров, нарушения требований, предъявляемых к источникам водоснабжения, были устранены в 33 муниципальных образованиях. В 24 муниципальных образованиях оборудованы системы оповещения. В 17 – приняты муниципальные программы в области пожарной безопасности. В 30 – оборудованы, либо очищены минерализованные полосы и противопожарные разрывы.

В ряде случаев прокурорам приходилось обращаться в суд, чтобы заставить лесопользователей очистить лес от порубочных остатков, оборудовать пункты сосредоточения противопожарного инвентаря, направить на госэкспертизу проекты освоения лесов, где предусмотрены противопожарные мероприятия.

Своевременное устранение выявленных нарушений осложнилось сменой руководства органов лесного хозяйства. Длительное время значимые для охраны лесов должности в агентстве, лесничествах, лесхозах, авиабазе были вакантны. Дважды, по инициативе прокуратуры, с целью пресечения бездействия агентства, потребовалось вмешательство Губернатора Иркутской области. Так, по требованию прокурора области была признана утратившей силу инструкция по авиационному патрулированию лесов. Эта инструкция, принятая неуполномоченными органами, допускала снижение кратности авиационного патрулирования лесов, что фактически и происходило.

По всем фактам лесных пожаров органами предварительного расследования проведены проверки,по результатам которых возбуждено 201 уголовное дело по ч.ч.1, 2, 3 ст.261 УК РФ. По 8 уголовным делам о лесных пожарах установлены лица, совершившие преступления.

В суд для рассмотрения по существу направлены 8 уголовных дел по ст. 261 УК РФ (Баяндаевский, Усть-Удинский, Катангский, Слюдянский (2), Усольский, Осинский, Нижнеилимский районы). Судами рассмотрено 4 уголовных дела о преступлениях, связанных с уничтожением (повреждением) лесных насаждений вследствие пожаров в отношении 4 лиц. Из рассмотренных уголовных дел по трем вынесены обвинительные приговоры, одно прекращено в связи с деятельным раскаянием.

По инициативе прокуроров в прошлом году дана уголовно-правовая оценка действиям должностных лиц органов лесного хозяйства и местного самоуправления.

В следственные отделы СУ СК России по области направлено 8 материалов в отношении должностных лиц, не принявших должных мер к предотвращению и тушению лесных пожаров.

Например, по результатам рассмотрения материалов, направленных Тайшетским межрайонным прокурором, следственными органами возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.292 УК РФ, по факту внесения заведомо ложных сведений в официальный документ. Установлено, что глава Березовского муниципального образования внес ложные сведения о наличии противопожарной преграды на всей протяженности границы д. Байроновка с лесным участком в паспорт пожарной безопасности населенного пункта. В то время как фактически работы по обустройству противопожарных преград по границам д. Байроновка выполнены не были. Постановлением Тайшетского городского суда уголовное дело и уголовное преследование в отношении главы Березовского муниципального образования прекращено в связи с деятельным раскаянием.

По итогам рассмотрения материалов проверки прокурора Заларинского района расследуется уголовное дело по ч.1 ст. 293 УК РФ по факту неисполнения должностными лицами, ответственными за тушение лесных пожаров на территории Заларинского района, своих обязанностей. В апреле 2014 г. начальник Заларинского лесничества, и.о. директора Заларинского филиала ОГАУ «Южное лесопожарное объединение», начальник пожарно-химической станции 3 типа не приняли меры, направленные на организацию тушения, локализацию и ликвидацию лесного пожара, произошедшего в Тыретском участковом лесничестве.

С учетом проблем прошлого года выяснилась острая необходимость в нормативно-правовом регулировании на региональном уровне взаимодействия между лесничествами, лесхозами, подразделениями авиабазы – о порядке регистрации и передаче сообщений о лесных пожарах. Ранее Агентством лесного хозяйства проект такого правового акта был разработан. Однако, несмотря на высказанные прокуратурой замечания и приближение нового лесопожарного сезона, агентством проект документа так и не доработан.

Правительством области до настоящего времени надлежащим образом не исполнены рекомендации координационного совещания руководителей правоохранительных органов об организации противопожарных мероприятий на неиспользуемых сельскохозяйственных полях, подверженных угрозе возникновения пожаров и влекущих переход огня на объекты населенных пунктов, земли лесного фонда, в т.ч. путём включения их в государственную программу.

В этом году к проверкам прокуроры приступили уже в январе. Прокурорами было проверено исполнение законодательства при формировании лесничествами планов тушения лесных пожаров. Установлено, что в Агентство лесного хозяйства отдельными лесничествами представлены планы тушения лесных пожаров, содержащие недостоверные сведения.

Например, в плане тушения лесных пожаров Мамско-Чуйского лесничества в качестве средств пожарной безопасности были указаны не существующие водонапорные башни Мамского, Витимского, Горно-Чуйского городских поселений. Заларинским лесничеством в план включена лесопожарная техника арендаторов, не имеющих прав на использование лесных участков. Балаганским лесничеством в плане указаны недостоверные сведения о фактическом наличии в ОГАУ «Балаганский лесхоз» плугов, мотопомп, бензопил, тракторов гусеничных, пожарных автоцистерн и лопат.

На момент проверки указанная в планах тушения лесных пожаров Слюдянского, Зиминского, Катангского, Братского и др. лесничеств лесопожарная техника не была исправна, не прошла технический осмотр и, соответственно, не подлежала эксплуатации.

По результатам проверки, на стадии формирования проектов планов тушения лесных пожаров, прокурорами начальникам лесничеств, лесхозов объявлены 12 предостережений. При наличии уже утвержденных планов тушения лесных пожаров в лесничества, автономные учреждения прокурорами внесено 6 представлений.

Поскольку при формировании сводного плана тушения лесных пожаров на основании недостоверных планов тушения лесных пожаров Агентством лесного хозяйства могли быть нарушены требования законодательства, бывшему руководителю агентства объявлено предостережение.

По результатам комплекса мер прокурорского реагирования лесничествами в планы тушения лесных пожаров внесены корректировки, автономными учреждениями организован ремонт специализированной лесопожарной техники. До начала пожароопасного сезона фактическое устранение нарушений будет проверено прокурорами в порядке контроля. Агентством лесного хозяйства на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства и Губернатору Иркутской области направлен откорректированный Сводный план тушения лесных пожаров. В отношении должностных лиц лесничеств назначены и проводятся служебные проверки.

В настоящее время прокурорами, во исполнение указания прокурора Иркутской области «Об организации надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обусловленных лесными пожарами», организованы и проводятся соответствующие проверки.

По итогам координационного совещания выработаны дополнительные совместные меры, направленные на укрепление законности и правопорядка в борьбе с лесными пожарами.



Дата публикации: 14.04.2015
Вернуться к перечню новостей.